Елисаветинский храм Одинцовской епархии
История Храма
Разбивка территории под Елисаветинский храм

История храма

Первые известные письменные упоминания об Опалихе относятся к XVI в., тогда это была незаселённая Опалихина пустошь в поместье Ивана Губина. На западе Опалихина пустошь граничила с Нахабинской вотчиной Троице-Сергиева монастыря, а на востоке – с "Плотницкой землей" Архангельского собора. Впоследствии возникло сельцо Опалихино, к XVIII в. получившее название Алексеевское-Опалиха. В 1709 г. его владельцами были Чаадаевы, позже Воейковы, в 1807 г. - Николевы. Сельцо занимало удобное положение около тракта, который шел из Москвы.

в Ново-Иерусалимский монастырь и далее на Волоколамск. В помещичьей усадьбе в XVIII в. был построен деревянный господский дом, рядом с ним вырыт пруд и разбит регулярный сад с плодовыми деревьями. Позже построили флигель на каменном фундаменте с башенкой, в которой до 1903 г. была небольшая домовая церковь.

Временный деревянный Елисаветинский храм

Других сведений об этой церкви не сохранилось.

После Николевых в имении сменилось еще несколько ничем не примечательных хозяев. А в 1825 г. богатый сосед, князь Н. Б. Юсупов, задумал организовать здесь образцовое хозяйство и купил Алексеевское-Опалиху за 60 тыс. рублей. В усадьбе началась бурная строительная и хозяйственная деятельность, которая, однако, принесла хозяину большие убытки. Имение пришло в упадок, неоднократно меняло владельцев, так что в начале ХХ в. в Опалихе по всем документам числился лишь пустующий большую часть года помещичий дом.

Когда вступила в строй Московско-Виндавская железная дорога, недалеко от усадьбы возник разъезд, получивший название Опалиха. Ныне в этом месте расположена платформа Рижского направления Московской железной дороги Опалиха. После Октябрьской революции крестьяне деревни Ново-Никольское разделили между собой помещичье имущество. Усадебные постройки постепенно пришли в негодность и в 1930-х гг. были снесены, на их месте возведено здание пансионата Коммунистического университета трудящихся Востока, с января 1942г. в нём был размещен эвакогоспиталь, а в 1945 г. организован дом отдыха "Опалиха".

Крестный ход к месту строительства каменного храма
Таким образом, от прежней усадьбы не осталось и следа. С 1925 г. около разъезда Опалиха было построено несколько домов крестьян, затем поселение разрослось, и со временем образовался новый посёлок. В 1938 г. на территории Опалихи возник Московский завод по переработке лекарственного сырья (ныне – известный завод «Красногорсклексредства»). Дальнейшее развитие поселка во многом определилось его расположением в лесопарковой зоне поблизости от Москвы и удобством транспортного сообщения с Москвой. В послевоенные годы в Опалихе строится жилой поселок рабочих Красногорского механического завода, появляются поселки полярников и нефтяников, железнодорожников и «старых большевиков», дачные хозяйства различных предприятий и учреждений. В 1952 г. Опалиха определена как дачный поселок сельской местности и в таком качестве просуществовала до 28 октября 2004 г., когда посёлок Опалиха был присоединён к городу Красногорску и стал его микрорайоном.
Закладка каменного Елисаветинского храма
По имеющимся сведениям, на территории Опалихи никогда не было ни церковных приходов, ни монастырей, и первая православная община стала складываться только в 1995 г. Вначале процесс шёл самодеятельно: прихожане разных церквей, жившие по соседству, стали общаться между собой, и у них возникло желание построить храм и создать приход в своём посёлке.
О своём добром намерении они сообщили священноначалию, и в феврале 1996г. была зарегистрирована приходская община Елисаветинской церкви, 17 июня 1996 г. настоятелем прихода назначен священник Василий Пичушкин.
Жизнь новой общины началась с совершения молебнов с акафистом святой преподобномученице великой княгине Елисавете, которые проводил настоятель, поначалу в домах прихожан или на месте предполагаемого строительства храма. Но уже в 1997 г. усилиями благотворителей была возведена временная деревянная церковь, и приход стал жить нормальной литургической жизнью.
Уборка пруда на территории Елисаветинского храма
Вскоре началась подготовка к строительству каменного храма. Известный архитектор Андрей Николаевич Оболенский пожертвовал проект, и 24 июля 1998г. была совершена торжественная закладка каменного храма в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. В жизни прихода начался новый период.
Храм построен на пожертвования прихожан и неравнодушных к идее благотворителей. В 2006 г. храм был увенчан куполом и крестом. С этого времени богослужения стали регулярно совершаться в новом храме. Снаружи его стены отделаны белым камнем и украшены большими мозаичными иконами Господа Иисуса Христа и святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары.
В 2007 г. вокруг храма была сооружена каменная ограда, а на колокольню подняты отлитые в Тутаеве новые колокола. Тогда же были построены 2 здания для трапезной, воскресной школы, мастерских и маленькой просфорной.
Елисаветинский храм
С 2008 г. в новом помещении развернулась работа Воскресной школы. Из числа прихожан сформировался профессиональный педагогический коллектив. Двери школы открыты как для маленьких детей (от 3 лет), так и для подростков старшего школьного возраста. В настоящее время проводятся занятия по Закону Божьему, прикладному искусству, гобелену, живописи; активно развивается спортивно-патриотическое направление. С течением времени открылись музыкальное отделение и рыболовная секция.
В храме имеется ковчег с частицами мощей святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, священноисповедника Сергия (Серебрянского) и священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого).
Храм освящен великим освящение в 2009 году митрополитом Ювеналием Крутицким и Коломенским. Ежедневно совершаются службы и требы.
На территории храма выросли два приписных храма. Храм-крестильня во имя блж. Ксении Петербургской, освящен в 2016 г. архиепископом Григорием Можайским, и храм-часовня прп. Сергия Радонежского, освящен в 2018 г. епископом Константином Зарайским.
С 2017 г. в Елисаветинском храме возродились службы с народным хором, любой желающий может присоединиться и начать обучение, возраст и пол не имеют значение. Также члены хора (клироса) возрождают знаменное пение, его можно услышать по будням, и на двух воскресных службах.
Made on
Tilda